Новая энергетическая стратегия России

Стратегия основана как на оценке имеющихся тенденций и накопленного опыта внедрения предшествующей стратегии, так и на выявлении новых вызовов и рисков развития мировой энергетики Важнейшие цели ЭС-2030 определены инвариантными, в т.ч. с учетом возможных последствий начавшегося в 2008 году глобального экономического кризиса.

     ЭС-2020 являлась первым официальным стратегическим документом национального масштаба. За прошедшие с момента начала ее реализации пять лет была в целом подтверждена адекватность важнейших положений стратегии реальному процессу развития энергетического сектора страны даже в условиях происходивших резких изменений внешних и внутренних факторов, определяющих основные параметры функционирования топливно-энергетического комплекса России. Так, при росте мировых цен на нефть с 27 долл. США в 2000 г. до 95 долл. США в 2008 г. (в 4 раза выше по сравнению с прогнозом ЭС-2020), фактический объем экспорта ТЭР за тот же период вырос в 1,5 раза — при отклонении от прогнозов экспорта по ЭС-2020 всего на 1,4%. При росте ВВП страны на 167% к уровню 2000 г. (с отклонением от прогнозов ЭС-2020 на 12,5%), фактический объем добычи и производства ТЭР вырос на 26% к уровню 2000 г. — при отклонении от прогнозов ЭС-2020 всего на 2,4%. Внутреннее потребление ТЭР выросло на 10% к уровню 2000 г. — при отклонении от прогнозов ЭС-2020 на 4,3%.

     Вместе с тем, меняющаяся конъюнктура мирового рынка энергоресурсов, принятие Правительством Российской Федерации решений по наращиванию энергетического потенциала страны диверсификации маршрутов поставки углеводородов определили необходимость доработки и уточнения действующей Энергетической стратегии.

     Таким образом, при разработке ЭС-2030 необходимо было не только обеспечить преемственность по отношению к ЭС-2020, но и осуществить ее корректировку и пролонгацию горизонта рассмотрения до 2030 года — в соответствии с требованиями времени и новыми задачами и приоритетами развития страны.

Отличия 2030 от ЭС-2020

Учет фактора неопределенности.

     Учет объективно существующей неопределенности (не отменяющий ориентиров базового инновационного сценария, остающегося главным во всех разделах стратегии) осуществляется на основе: задания «вилки» количественных показателей стратегии; возможного сдвига сроков реализации отдельных этапов (без изменения их качественного содержания); формирования сценариев, условных на данный момент, но потенциально повышающих свою значимость в будущем.

     В рамках ЭС-2030 используются все упомянутые способы. Основные стратегические ориентиры даются в привязке не к конкретным годам, а к качественно различным этапам реализации стратегии — с примерными сроками окончания в 2012-2014 гг., 2020-2022 гг. и 2030 г. Главное содержание Энергостратегии — это наполнение указанных этапов мероприятиями и ориентирами, включая необходимые количественные оценки.

Построение «дорожных карт»

     В тексте отдельных разделов ЭС-2030 выделены: результаты реализации ЭС-2020 по соответствующим направлениям и подлежащие решению проблемы; этапы развития, меры государственной энергетической политики и индикаторы их реализации — то есть, элементы разработанных «дорожных карт» развития по соответствующим направлениям.

Стратегические приоритеты верхнего уровня.

     Изменены и пролонгированы качественные и количественные ориентиры реализации главных стратегических приоритетов:

— энергетическая безопасность;

— энергетическая эффективность экономики;

— экономическая (бюджетная) эффективность энергетики;

— экологическая безопасность энергетики.

     В ЭС-2030 сформулировано содержание составляющих государственной энергетической политики (недропользование и управление государственным фондом недр; развитие внутренних энергетических рынков; формирование рационального топливно-энергетического баланса; региональная энергетическая политика; инновационная и научно-техническая политика в энергетике; социальная политика в энергетике; внешняя энергетическая политика), представлены этапы их реализации и индикаторы.

В ЭС-2030 сформулированы важнейшие стратегические инициативы развития энергетики.

     К ним относятся:

— формирование нефтегазовых комплексов в Восточных регионах страны;

— освоение углеводородного потенциала Арктического шельфа и Северных территорий России;

— развитие и территориальная диверсификация энергетической инфраструктуры;

— рост энергоэффективности и энергосбережения;

— развитие нетопливной энергетики.

Перспективы развития отраслей ТЭК.

     В ЭС-2030 определены характеристики поэтапного развития отраслей ТЭК, выполнена оценка необходимого объема инвестиций, представлены соответствующие индикаторы. В н.в. осуществляется процесс согласования проекта Стратегии с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *